Как общаться с ребенком? Советы от Юлии Гиппенрейтер

Как общаться с ребенком? Советы от Юлии Гиппенрейтер

Мы подготовили для Вас выборку главных советов и принципов общения с детьми от  Юлии Борисовны Гиппенрейтер — российского психолога, доктора психологических наук, профессора, автора многочисленных публикаций по психологии. Книги Юлии Борисовны стали практическим руководством по воспитанию для многих педагогов и родителей.
  • Ключевой принцип общения с ребенком с точки зрения профессора Гиппенрейтер — безусловное принятие«Безусловно принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!» (здесь и далее — цитаты из книги Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»). Ощущение своей нужности вне зависимости от каких-либо условий питает ребенка, помогает психологически развиваться.
  • Следующий совет касается помощи родителей: «Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!». Важно позволить ребенку одному заниматься своим делом, если он в этот момент не нуждается в вас и получает удовольствие.
  • Однако, если ребенок столкнулся с трудностью и не может ее преодолеть, позиция невмешательства может навредить. «Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему». Попробуйте начать с фразы «Давай вместе»: это настраивает на дружелюбный лад и готовит к новым открытиям. Помните: то, что сегодня ребенок делает вместе с вами, завтра он будет делать самостоятельно!
Это, кстати, касается частой проблемы — отсутствия интереса детей к книгам. Помочь может совместное чтение. Читайте ребенку столько, сколько потребуется, и однажды он обязательно возьмет в руки интересную ему книгу и начнет читать сам.
  • Помогая ребенку, возьмите на себя только то, что он не способен сделать сам, а по мере появления новых умений передавайте ему все больше действий.
Помните, что дети априори очень активны и любопытны. Важно уберечь эту естественную активность ребенка. Не оставляйте ребенка без помощи слишком рано и, напротив, не участвуйте в определенной активности слишком долго и настойчиво. Используйте дружелюбный тон и позицию «на равных».

Давая ребенку все больше свободы, помните: на ошибках учатся«Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться самостоятельным».
  • Важную роль в общении с ребенком Юлия Борисовна отводит умению слушать и предлагает родителям овладеть навыком «активного слушания». «Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства». Для этого нужно в утвердительной форме, не задавая вопросов, проговаривать чувства ребенка. Делайте паузы, позволяйте ему высказаться. Поняв, что его услышали и поняли, ребенок будет вам открываться и сам продвигаться в решении проблемы.
  • Не скрывайте от ребенка свои эмоции«Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом». При этом говорите только о себе, о ваших чувствах, а не о ребенке и его поведении. Такой прием называется «Я-сообщениями».
Эти и множество других полезных советов вы найдете в книгах Ю.Б. Гиппенрейтер.

Статьи по этой теме:

Как помочь ученикам побороть страх сценических выступлений.
2 октября 2019
Как помочь ученикам побороть страх сценических выступлений.
Многие педагоги дополнительного образования в первые годы после набора своего коллектива сомневаются в его готовности к выходу на сцену, думая, что подопечные ещё маленькие, программа "сырая", а самое главное - дети боятся сценических выступлений.

Знакомо, не правда ли?
Родители и педагоги: война или сотрудничество. Разбор
19 июня 2018
Родители и педагоги: война или сотрудничество. Разбор
Родители и педагоги играют большую роль в развитии творческих способностей детей и коллективов. Поэтому важно знать об основных проблемах, которые возникают между родителями и педагогами и о способах их решения.
Как одолеть 4 основных страха педагогу дополнительного образования
27 июня 2018
Как одолеть 4 основных страха педагогу дополнительного образования
С какими страхами сталкивается педагог дополнительного образования и как их преодолеть? Рассмотрим эти вопросы в данной статье.
Детские фестивали: о целях, педагогах и талантливом поколении
18 июня 2018
Детские фестивали: о целях, педагогах и талантливом поколении
Зачем участвовать в различных фестивалях и конкурсах? Как вести себя педагогам, которые работают с творческими детьми? На эти и другие вопросы ответим в этой статье.
Вызов времени: кто будет востребован через 10-15 лет?
6 июля 2018
Вызов времени: кто будет востребован через 10-15 лет?
В этой статье мы обсудим перспективы будущего: кто будет востребован в обществе через 10-15 лет? Давайте разбираться.
ТОП- 8 причин поехать на фестиваль-конкурс детского творчества
27 сентября 2018
ТОП- 8 причин поехать на фестиваль-конкурс детского творчества

В этой статье мы рассмотрим, почему стоит поехать на международный фестиваль-конкурс детского творчества. Ознакомьтесь с нижеперечисленными фактами, которые помогут принять вам правильное решение!

Салют Талантов