Народный танец в России. Куда идём?

Народный танец в России. Куда идём?

В современной России на телевидении существует большое количество проектов, посвящённых танцам. Однако, в большинстве телепередач, зачастую являющихся копией европейских или американских аналогов, во главе угла стоит современная хореография – уличные направления и контемпорари. Народный танец своего места на телевидении сегодня не имеет. Такая ситуация порождает логичные последствия – дети не хотят заниматься народными танцами, потому что это не «прикольно», не модно. Давайте разбираться, так ли всё плохо в мире народного танца России.

Думаю, что большинству читателей известно, что основоположником народно-сценического танца в СССР стал Игорь Моисеев, который ещё в 30-е годы двадцатого века ездил со своими артистами по разным регионам и собирал хореографическую лексику, приёмы, манеру, костюмы разных народностей и регионов. Затем Игорь Александрович превращал собранный материал в сценические номера, которые становились бессмертными и принимались народами и регионами, как абсолютно «свои». Вслед за ансамблем Моисеева, который до сих пор держит марку ансамбля номер один в мире народного танца, в СССР стали появляться и другие ансамбли со своей спецификой. До сих пор живы и здравствуют такие легендарные ансамбли как «Берёзка», «Гжель», «хор Пятницкого», «ансамбль Вирского», «ансамбль Годенко», «башкирский ансамбль им. Файзи Гаскарова», «Госансамбль республики Татарстан», «Кабардинка», также существует несколько «крепких» военных ансамблей. Коллективов, которые имеют государственную поддержку и статус академических или государственных, всего насчитывается полтора-два десятка. Именно они отвечают за сохранение нематериального культурного наследия нашей многонациональной страны.

«Салют талантов»


Однако, при всём многообразии профессиональных ансамблей, вопрос вовлечения в национальную культуру подрастающего поколения остаётся открытым. Педагоги детских коллективов по всей стране рассказывают о том, что дети хотят танцевать контемпорари и хип-хоп, и совсем «не рвутся» в народники. Особенно мальчики. Особенно представители титульной нации – русские. Очень часто на наших конкурсах я вижу народные номера, в которых танцуют одни девочки или, скажем, 10 девочек и 1 мальчик разыгрывают традиционный сюжет о том, как сложно найти жениха в деревне.

А нужно ли, чтобы дети танцевали народный танец? Я считаю, что для нашей страны совершенно необходимо, чтобы дети проходили приобщение к родной культуре через народную хореографию. Выражение «танец – душа народа» очень точно описывает значимость этого вида искусства. Народный танец передаёт ребёнку целый ряд кодов: понимание музыки и костюма, особенности народного характера, отношение к женщине, к природе, показывает традиционные игры и забавы. Всё это позволяет ребенку начать интуитивно отождествлять себя со своей землей и своим народом. Внутренний мир начинает чувствовать ответ на вопрос, «какие мы, русские?» или «какие мы, татары?». И, когда мы прежде всего отождествляем себя со своим народом, а затем ещё и с большой родиной (практически во всех регионах России люди идентифицируют себя не только со своей национальностью, но и как россияне), тогда мы чувствуем, что едины. А когда мы едины, то тогда мы сильны. И я уверен, что дети, выросшие с народным танцем, понимающие культурную связь поколений, когда вырастут не будут стремиться уехать за границу, а будут вкладывать свой ум и энергию в развитие и процветание своего региона и своей страны.

Есть ли надежда вернуть народный танец в быт русского народа? Например, кавказцы танцуют с детства на любых праздниках и не только, и действительно в большинстве своём Егору Криду предпочитают лезгинку. С детства танцуют и татары, и башкиры, да и вообще в большинстве национальных республик в России всерьёз относятся к сохранению народной культуры.

Русские уже не танцуют русские танцы. Никто. Особенно молодёжь. И, думаю, уже не затанцуют. Что же делать? Ведь танец передаёт культурные коды, создаёт единство нации, даже, как сказал один мой знакомый народный артист и хореограф, – «Народный танец – одна из основ национальной безопасности». Я думаю, что стране нужны проекты, которые интересны детям и подросткам. С ними нужно говорить на их языке, вовлекать их чем-то «прикольным». Отличным примером такого проекта является «Чемпионат России по народным танцам». Кто-то говорит, что слова «чемпионат» и «творчество» несовместимы. Но именно Чемпионат, появившийся 4 года назад, смог всколыхнуть мир народного танца. Околоспортивный формат, стильный логотип, рейтинг коллективов, интересные мастер-классы, молодые современные ведущие, качественная организация мероприятия и сопутствующих туристических аспектов – вот рецепт проекта в области народного танца, в котором с удовольствием участвуют дети и подростки. В течение года в каждом из восьми федеральных округов России проходят региональные кубки, лучшие коллективы из каждого региона получают приглашение в Москву на финальный этап. Помимо того, что этот проект вовлекает подрастающее поколение в народные танцы, он ещё и на самом деле помогает сохранять нематериальное культурное наследие – ансамбли ищут свои региональные и национальные особенности, специально, чтобы создавать танцы для Чемпионата. Дополнительным бонусом от Чемпионата является, говоря канцелярским языком «повышение культуры межнационального диалога». Дети разных национальностей знакомятся друг с другом на Чемпионате, и их знакомство начинается со знакомства с культурой другого народа. В юном сознании выстраивается понимание, что эти ребята с другим цветом волос, кожи, с другим разрезом глаз – они тоже из России, мы вместе живём в одной стране, дружим, просто у нас одна культура, а у них немножко другая.

Этот эффект, в современном мире, пожалуй, является одним из главных. В то время как Европа переживает кризис связанный с наплывом мигрантов, мы, базируясь на опыте нескольких столетий продолжаем дружно жить в нашем большом многонациональном доме по имени Россия. И сохранение народного танца нам, безусловно, в этом помогает.

Григорий Соловьёв

Салют Талантов