Григорий Соловьев: «Представители разных культур вместе участвуют в празднике творчества»

Григорий Соловьев: «Представители разных культур вместе участвуют в празднике творчества»

17 и 22 апреля пройдут очередные региональные этапы Хорового чемпионата России и Чемпионата России по народным танцам, проводимых ТО «Салют Талантов». В Нижнем Новгороде соберутся участники Кубков Приволжского Федерального округа.




Во время предыдущего этапа, проходившего в Екатеринбурге, арт-директор ТО «Салют Талантов» Григорий Соловьев побывал в студии радио «Вести ФМ Екатеринбург». В рамках программы «Разговорка» он рассказал об особенностях проводимых Чемпионатов, творческом наследии Игоря Моисеева и сохранении народных традиций.


- Первое апреля не прошло мимо. Вы назначили себя министром культуры Российской Федерации.

- Спасибо за высокую оценку нашей шутки, но на самом деле это было действительно забавно, потому что нам звонили педагоги из различных детско-юношеских творческих коллективов, поздравляли, радовались. Я не могу сказать, что я себя вижу именно чиновником, но мне нравится развиваться, делать какие-то глобальные проекты.

- С какими проектами вы приехали в Екатеринбург?

- Сразу с двумя, просто они проводятся два дня подряд. В них участвуют разные коллективы: в одном - танцевальные, которые танцуют народные танцы, а в другом – хоровые. Структура обоих чемпионатов одинакова. Сначала в течение всего года у нас проходят девять Кубков Федеральных округов. Плюс еще будет один Открытый Кубок в Казани, на который смогут поехать все желащие. Из каждого Федерального округа лучшие попадут на финальную часть чемпионата в Москве.


- В детстве я занималась в музыкальной школе, и мы ездили на специализированные хоровые конкурсы, где соревновались только академические хоры. Здесь, как я понимаю, любой может принять участие?

- Хоры действительно соревнуются разные, но они судятся отдельно: академический, народный, эстрадный. Конечно, есть хоры, которые уже имеют определенный статус, ездят в разные города и страны, и они, конечно, себя ставят выше региональных этапов. Но есть хоры молодые, которые только развиваются. Они свой творческий конкурсный путь начинают с региональных соревнований, например, нашего Кубка.

- Для академических музыкантов есть самый главный конкурс – это конкурс имени П.И. Чайковского. На каком уровне находится ваш конкурс – по значимости, по масштабам?


- Нет никакой общепринятой системы уровней этих конкурсов. Тем более мы эти проекты делаем первый год. Но сами мы существуем с 2008 года, поэтому к нам у творческих коллективов есть определенный кредит доверия, они знают: тому, что делает «Салют Талантов», можно верить, это будет хорошего уровня. Но соотнести это с чем-либо еще я затрудняюсь, потому что просто нет такой системы, в которой эти конкурсы могли бы сравниваться друг с другом.

- В России около 200 народностей. Они все свои специфические танцы показывают на фестивале?

- Да, и это действительно очень интересно, ведь в Чемпионате по народным танцам можно посмотреть много танцев различных народов России. До этого у нас прошли Кубки в Пятигорске и в Москве. Там танцуют все - дети, юноши и молодежь. Там были и русские народные танцы, и кавказские, и башкирские, и татарские, и болгарские.

- Народные танцы – это не атавизм в народной культуре? Они ведь не слишком популярны.

- Они, может, не так сильно популярны, но если почитать даже речи президента страны, то у него есть подобные слова о том, что необходимо сохранять культуру народов России. Исторически сложилось, что Россия – это многонациональное государство. И очень правильно сохранять традиции народов России и культивировать их в рамках таких федеральных проектов. Это, на мой взгляд, наиболее правильная форма существования народов вместе. У нас на одной площадке встречаются танцевальные коллективы, которые имеют разную национальность и представляют свою культуру. Они вместе участвуют в этом празднике творчества.

- Русский народный танец ведь превратился в так называемую «клюкву», набор стереотипов, которые воспроизводятся. Правильно я понимаю?

- Не совсем так. Был такой великий человек - Игорь Моисеев. Он еще в 30-е годы XX века ездил в экспедиции со своими артистами по различным городам, отдаленным уголкам России и собирал этот самый фольклор, эти самые танцы. Потом они возвращались в Москву, и ставили на большой сцене танцы народов России. Это считается как образец народного танца. В России есть несколько государственных академических ансамблей народного танца, их не так много. Среди них конечно Государственный Академическый Ансамбль имени Игоря Моисеева, Государственный Академическый Ансамбль танца Сибири им. М.С. Годенко, есть, например, на Кавказе ансамбль «Кабардинка»...

- На Кавказе традиции как-то лучше передаются.


- Это специфика малых народов. Они традиционно активнее сохраняют свои культурные традиции. Но, учитывая, что есть институт государственных академических ансамблей народного танца, традиции русских народных танцев все равно сохраняются. Есть, например, московский ансамбль «Гжель», есть ансамбль «Березка», который танцует только русские народные танцы, и их выступения пользуются огромным успехом.

- Что сулит победа в региональном Кубке?

- Победители выходят в финальную стадию. Что касается хоров, у нас есть художественный руководитель – Михаил Борисович Турецкий, всем известный по «Хору Турецкого». В планах у нас сделать большую церемонию закрытия, где мы соберем сводный хор из разных регионов России. Это как минимум незабываемый опыт, потому что человек, живущий далеко от Москвы и поющий в хоре, на данный момент не может себе представить, что он может петь под управлением Турецкого.

- А каким будет финал у танцевальных коллективов?

- Финал тоже будет в Москве. Это будет праздник народного танца: танцы разных народов, разных регионов России.


Календари Кубков Федеральных округов в рамках Чемпионата России по народным танцам и Хорового Чемпионата России, новости и другую информацию смотрите на сайтах Чемпионатов.


Возврат к списку новостей

Салют Талантов